Пройти по жизни со стихами Давида Самойлова

С Людмилой Старобинец беседует Шелла Бательман

Много интересных разговоров можно услышать в Театральной гостиной бостонского Театра на крыше. Один из них – беседа с режиссером театра Людмилой Старобинец о создании спектакля «Я зарастаю памятью…» по стихам Давида Самойлова.

Расскажите о вашем первом знакомстве с поэзией Самойлова?

В 1970 году вышла книга Давида Самойлова «Дни», и вся наша семья заболела этим поэтом. Через 2 дня мы с папой знали весь сборник наизусть. Они каким-то таинственным образом проникли и поселились в нас! Однажды я забыла ключи и стояла на площадке 4 этажа, ждала, когда кто-нибудь из родных вернется домой. Внизу подъезда открылась дверь, и я услышала папин голос, нараспев, с наслаждением читавший:

“И начинает уставать вода.
И это означает близость снега…”

Я сверху подхватила:

“Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню подниматься, падать с неба…”

Пока папа поднимался на 4 этаж, мы вместе читали громко на весь подъезд дивные стихи Самойлова. И я, школьница тогда, понимала, что это не “вода устала”, что это папа мой, и Давид Самойлов, и другие прекрасные люди – устали от советского вранья, от цензуры, от бесконечных запретов… Мама была редактором книжного издательства, папа – театральным критиком. Они, “работники идеологического фронта”, каждый день сталкивались с “окриками” со стороны парторганизаций! Самойлов не был диссидентом, но в его стихах был человеческий голос, звучавший искренне и личностно. Это уже было победой гуманизма. “А гуманизм – не просто термин!”, – как сказал поэт.

Какова была роль поэзии в вашей театральной жизни в России?

Когда я стала актрисой, я сделала чтецкую программу, с которой выступила около 200 раз в разных залах и организациях. Я соединила двух поэтов одного поколения – Булата Окуджаву и Давида Самойлова, сравнила их взгляды на такие темы, как любовь, война, творчество… Поняла, что для Окуджавы главное – Вера, Надежда, Любовь, а для Самойлова – Память! Это основа построения всей жизни поэта, корни, дающие творческие соки и силы для полета!

Знакомите ли Вы ваших студентов с поэзией Самойлова?

В Бостоне мои студенты-старшеклассники, тоже полюбившие Самойлова, выучили огромное количество стихов, которые вошли в концертную программу, где зрители задавали тему цитатой из Пушкина, а ребята начинали импровизации-раздумья стихами Самойлова. Многие наши зрители до сих пор вспоминают этот концерт!

Как возникла идея моноспектакля?

Без Самойлова мне как-то не живется! Актерская профессия сложна и многогранна, но далеко не каждый, даже очень хороший актер, умеет читать стихи! Тут есть свои правила и законы. Это более высокая ступень мастерства – ведь здесь ты как на ладони, нет ни партнеров, ни сюжета, а на выездных концертах нет ни света, ни музыки, ни костюмов! На сцене только твоя личность и зритель! С Самойловым, конечно, не так страшно, ведь ты не о себе, а о нем говоришь!

И эта личность на сцене ваш сын Максим?

Я много лет преподавала сценическую речь и художественное слово в театральном училище. Учила сына приемам и правилам декламации с детства и он с огромным интересом отнесся к чтецкой профессии. Максим тоже проникся самойловской поэзией,видимо это передается генетически. У Максима уникальная память – однажды он выучил 17 стихотворений за 2 часа. Работать с ним – одно удовольствие!

По какому принципу вы отбирали стихотворения для спектакля?

Сначала и Максим, и я накидали все, что вообще нравится. Потом я отобрала то, что нужно для построения концепции спектакля – «Я зарастаю памятью…».

Все как бы попадают в гости к Давиду Самойловичу в Пярну, где он жил многие годы. Мы проходим по временам года, как по жизни, вспоминая то, что создавало личность поэта, что было для него значимым! В спектакле много музыки, которая усиливает эмоциональное впечатление!

Я очень люблю эту программу и думаю, что зрителю она тоже доставляет удовольствие!

До встречи в Театре на крыше в субботу 2-го декабря в 7:30 вечера!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *